Главная Склад, логистика Термины

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Термины

Три яблока стали знаменитыми благодаря тем, кому они попали в руки. Яблоко Евы научило Адама производить потомство. Яблоко, упавшее на голову Ньютона, стало причиной открытия им закона всемирного тяготения. А вот яблоко, съеденное Шарлем Фурье, французским экономистом-утопистом (1772–1837), доказало оторванность утопистов от реалий экономики.

Фурье, расплачиваясь в ресторане за обед, увидел в счете цену яблока и возмутился дороговизной, так как эту же цену просили за ведро яблок в деревне, где он был недавно проездом. Основываясь на разнице цен от производителя и цен для потребителя, Фурье опубликовал теоретические рассуждения о прибылях, совершенно не учитывающие затраты на распределение, хранение и доставку товаров до конечного потребителя [1]. Это заблуждение надолго отвлекло экономистов от разработок в области логистики.

Ни одно из двух десятков встречающихся в литературе определений логистики не раскрывает ее фактических функций. Термин “логистика” применительно к сфере производства и обращения широко начали применять с 70-х гг. ХХ в., хотя известен он еще со времен Византийской империи, когда логистикой называли организацию снабжения армии и ее перемещений [2]. В этом же значении его применяют и сейчас вооруженные силы некоторых стран.

В экономике логистикой вначале называли научные и практические действия, оптимизирующие процессы перевозок. Позднее так стали называть действия, оптимизирующие почти все процессы производства, распределения, перевозок и сбыта. Ввиду того, что за три десятилетия ни ученые, ни практики так и не выработали единого определения для термина “логистика”, этим словом стали заменять множество других — от названия науки до названия отдельных процессов на предприятиях. Появились запутывающие смысл выражения: “транспортная логистика” и “логистика транспорта”, “тактика логистики” и “логистическая стратегия”, “организация логистики”, “логистика в предприятии”, “логистика города” и т.п.

Одни учебные заведения готовят “менеджеров по логистике”, другие — “логистиков по менеджменту”, третьи — просто “логистов” и всего за 48 учебных часов. Дошло до того, что пожилой курьер одного предприятия с ужасом узнал из новой должностной инструкции, что он теперь ответственен за “логистику корреспонденции”.

Теоретики пусть изощряются в поисках формулировок, а читателям-практикам нужно знать, чтобы отбросить множество неверных или бессмысленных версий применения слова “логистика”, что логистика — это вовсе не рутинное исполнение перемещения товаров (перевозок, экспедирования и т.д.). Логистика — это творческая организация всех процессов, обеспечивающих перемещение материалов, людей и информации наиболее оптимальными способами. А творчество включает и логику, и интуицию, и расчеты, и знания.

В быту приходится почти ежедневно решать логистические задачи, например: каким способом целесообразно доставить теще взятую у нее на время тяжелую швейную машинку с учетом занятости (не обязательно мне самому!), скорости, стоимости, комфорта, удаленности остановки транспорта от мест отъезда и назначения, срочности, состояния здоровья (у жены нет сил таскать тяжести!), секретности (чтобы соседи не видели…) и т.д. Подобные задачи мы решаем при помощи имеющихся знаний, логики, интуиции и простых расчетов.

В логистике очень много решений вырабатывается на основе знаний, логики, интуиции, а расчеты могут быть простыми или сложными в зависимости от “цены вопроса”.

Например, логистик откажется от инвентаризации сотен наименований копеечных товаров на торговом складе, несмотря на требования бухгалтера. Без расчетов ясно, что останавливать отгрузки и отвлекать от работы десяток работников на пересчет дешевых товаров, возможная недостача которых оценивается незначительными суммами, значит потерять выручку из-за остановки отгрузок. Даже спорить об этом с бухгалтером — напрасная потеря времени. Разумнее успокоить бухгалтера фиктивной ведомостью инвентаризации с указанием как реальных тех количеств, которые числятся по учету. Фактически так и делают на многих торговых складах.

Если же копеечные товары имеют особую важность (лекарства в больнице, комплектующие детали для сборки на заводе и т.п.), тогда инвентаризацию делают ежедневно и она является частью технологического процесса. Для такого решения тоже не требуется никаких расчетов, достаточно логики. А вот определить оптимальные запасы тех же копеечных деталей, чтобы не было остановок массового производства, невозможно без сложных расчетов с привлечением математического аппарата теории вероятности, теории массового обслуживания, теории игр и др.

Так что специалистам-логистикам необходимы обширные знания, знакомство с возможностями различных отраслей науки, информационными технологиями и технологиями перемещения в пространстве материальных объектов и информации, технологиями мотивации и стимулирования людей. Только основательно эрудированные специалисты могут уверенно полагаться на свою интуицию и логику при решении логистических задач.

“Разумная организация” — примерно так и переводится с латыни слово “логистика” (логичная, обоснованная). Название специальности “логистик” следует понимать как “организатор” — так и должно быть на самом деле. Это не начальник, не управленец, а именно организатор выполнения процессов, в том числе и процессов управления, наиболее целесообразным способом — с учетом научных и экономических обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов потребителей.

В связи с тематикой настоящей книги нас интересует то направление логистики, которое занимается складскими процессами.

Поскольку в литературе имеет место разнобой в терминологии в области логистики, далее этот термин употребляется как можно реже, чтобы не дискутировать с авторами множества книг и диссертаций. Наша задача — применение на практике рекомендаций логистики.

Тем не менее все, о чем говорится в настоящей книге, является или содержанием самостоятельных направлений логистики, если согласиться с одними авторами (логистика закупок, логистика запасов, логистика складирования, логистика отгрузок и т.д.), или, если поверить другим авторам, лишь элементами логистических систем управления движением товарно-информационных потоков от изготовителей к потребителям.

Практики идут впереди науки. Если теоретики все еще защищают диссертации по “старой логистике”, то практики просто вынуждены осваивать “новую логистику”.

“Старая логистика” включает:


управление логистическим каналом;

управление персоналом, занятым логистической деятельностью;

сотрудничество с поставщиками логистических услуг;

интеграция элементов функции физического распределения.
“Новая логистика” включает все элементы “старой логистики” и кроме того:


освоение крупных технических достижений в практике поставок;

сотрудничество с руководителями всех функциональных служб, потребителями и поставщиками;

отбор и развитие лучших систем для выполнения работ, часто изменяя элементы внутри и за пределами компании.
“Старая логистика” направляет усилия на снижение издержек.

“Новая логистика” — на увеличение прибыли даже ценой увеличения затрат.

“Старая логистика” имеет ограниченные права во вмешательстве в деятельность подразделений.

“Новая логистика” ограничений не имеет и может реорганизовать деятельность любого подразделения.

“Старая логистика” поощряет творческую реорганизацию привычных элементов.

“Новая логистика” позволяет творчески подходить к незнакомым сферам деятельности [3].

Для внедрения в практику методов современной логистики требуются разработки:


идеологии и концепции дистрибьюторской системы;

технических заданий для проектирования, программирования, документооборота, инструктивных и учебных материалов.
В каждом разделе настоящей книги изложены логистические задачи, которые следует решать путем развития компьютерной системы, а также такие задачи, которые должны быть выполнены в виде управленческих решений, инструкций, описаний и др. документов.

Copyright© 2007-2016 г. создание и продвижение веб сайтов